В этой статье, речь пойдет об очень интересном, экзотическом материале – скорлупе кокосового ореха. Ее необычная фактура, и оригинальная форма, притягивает к себе внимание, разного рода умельцев, и творческих людей, рождая в их умах, новые неожиданные идеи, и решения. Смешные маски, подвески, панно, вряд ли смогут исчерпать тему кокоса. Я тоже, не осталась равнодушной, к этому материалу, и решила с ним поэкспериментировать. Первая мысль, которая появилась в моей голове, это попробовать сделать из него сережки. Сережки, я, конечно же, сделала, но что-то в них было не так. Уж больно сильно они напоминали, обычную пластмассу. Решение пришло неожиданно быстро. Темный фон, с необычной текстурой, так и напрашивался, чтобы сделать на нем не резной, а филигранный узор. И я решила попробовать. Я думаю, что мои эксперименты, могут оказаться нужными и полезными. Все вы, конечно же, видели, кокосовый орех, и то, что остается от него, после употребления – это груда разнокалиберных скорлуп. Сам подход к изготовлению филигранных миниатюр из кокоса, я разделила, на два вида.
ПЕРВЫЙ из них, обычный, (к такому способу я прибегаю, не часто) т.е. это, когда вы задумали сделать что-нибудь конкретное, допустим сережки (фото 1).
Вначале, нам понадобиться изготовить шаблончики, с помощью которых, вы будете делать заготовки для вашего будущего изделия. Нужные вам шаблоны, можно вырезать из плотной бумаги. Контуры уже готовых шаблонов, легко переносятся на скорлупу кокоса, обычным простым карандашом. Не следует их располагать, впритык друг к другу. Обязательно оставьте место. Ведь вам еще понадобиться, эту скорлупу, распиливать на сегменты. Когда вы будете переносить шаблоны на скорлупу, обязательно учитывайте тот момент, что ваше изделие парное, т.е. состоит из двух элементов, смотрящих в разные стороны. Поэтому, когда будете наносить контуры сережек, обязательно переверните шаблон обратной стороной, и второй элемент сережек, обведите с изнанки. Это касается только тех сережек, которые будут иметь, ассиметричную форму. Если заготовки у вас симметричные, то переворачивать шаблоны, не нужно.
После этого, нам необходимо напилить, нужное количество заготовок. Эту операцию, нам поможет проделать обычная ножовка по металлу, и маленькие ручные тиски. Итак, у вас имеются заготовки для будущих сережек, которые нужно довести до необходимого нам состояния.
Перво-наперво, желательно обточить наши заготовки до меток, оставленных после обводки шаблона. Этот этап работы, можно проделать на притирочном станке (прикрученный к станку диск, с наклеенной на него наждачной бумагой). После чего следует сточить верхний, мохнатый слой кокосовой скорлупы, при помощи того же самого станка. Или же, ту же самую операцию, можно будет сделать, используя цулажку (деревянный брусок, с наклеенной на него наждачной бумагой).
Следующий этап работы – это зачистка наших заготовок, при помощи наждачной бумаги. По уже обточенным элементам, мы проходимся, грубой наждачкой № 100, зачищая заготовку и с боков, и с наружной части скорлупы. Затем мы берем, более мелкую наждачную бумагу, № 180, и снова повторяем ту же самую операцию. Заканчиваем зачистку наших заготовок, уже наждачной бумагой, № 400.
Теперь нам нужно будет продумать, как будет выглядеть крепление ваших сережек. Я предлагаю два варианта. Первый: это просверлить в верхней части заготовки сквозное отверстие, диаметром в 1мм, в которое потом будет продето металлическое колечко (фото2).
И, второй вариант. Если у вашей заготовки солидная толщина, то можно просверлить в верхней части, вертикальное отверстие, диаметром в 1мм, и длиной в 5мм. Далее, вам будет нужно взять белую, металлическую проволоку, диаметром в 1мм, и сделать петельку с длинным хвостиком, чем-то напоминающую английскую булавку. Сделать такую петельку, можно при помощи круглогубцев и кусачек. Проволоку для нее, желательно выбрать из мельхиора, нейзильбера, или нихрома. Когда петелька будет готова, ее хвостик нужно будет обрезать таким образом, чтобы он не превышал, длину просверленного отверстия. Теперь ее можно будет намазать эпоксидным клеем, и вставить в заранее просверленное отверстие. Как именно разводить клей, указано на упаковке. У вас должно получиться, нечто подобное (фото 3).
Идем далее.Теперь вам будет нужно накрутить скань. Как именно это делается, я подробно описала в разделе «Способы свивания скани». Загляните, пожалуйста, туда. Итак, у нас имеются две заготовки для сережек, и накрученная скань. Теперь можно приступать к самому интересному, тобиш, инкрустации.
Для начала, определитесь, какими бы вы хотели увидеть ваши сережки. Где именно будет располагаться узор, по центру, или же он заполнит всю поверхность вашей заготовки. Будет ли это абстрактный узор, или привычная «травка» с завитками и листиками. Возможно, что вы задумаете сделать симметричный узор, или быть может вам понравиться ассиметрия. Здесь уже, на ваш собственный выбор.
Если вы задумали сделать узор, который заполнит всю поверхность вашей заготовки, то начинать его нужно, с окантовки. Окантовку мы выполним из «веревочки» (два свитых отрезка невальцованной проволоки). Подобную окантовку я приклеивала с помощью клея ПВА. В редких случаях, если заготовка слишком выпуклая, я использовала клей «Момент». Весь последующий узор, мы выкладываем и приклеиваем, чередуя элементы, выполненные из «веревочек» и «глади» (круглой, невальцованной проволоки). Клеятся подобные узоры, клеем ПВА. Когда вы станете выкладывать рисунок на второй заготовке сережек, обязательно учитывайте тот момент, что элементы узора необходимо повторить с точностью, только в зеркальном отображении. То есть, элементы, которые располагались справа, теперь будут находиться – слева. И, наоборот, то, что было слева, теперь будет размещено, справа. Узоры сережек, не должны смотреть, в одном направлении. Это относится как к симметричным сережкам, так и к ассиметричным.
Если вы решили расположить узор, только в центре заготовки для сережек, то окантовку, можно и не делать. Это уже, на ваше собственное усмотрение.
Теперь наше изделие, следует залакировать. Лакировать мы будем алкидным, или пентафталевым лаком (лак должен быть свежим). Лаковое покрытие, делается с помощью синтетической кисти. Лакировать можно, двумя способами.
Первый из них, это покрыть нашу заготовку с двух сторон лаком, и подвесить ее за проволочку на просушку. Однако, у такого покрытия, есть существенный недостаток, особенно если наша заготовка имеет покатую поверхность. На подобных заготовках, лак иногда скатывается вниз, и собирается в виде наплыва. В таких случаях, необходимо проверить лаковое покрытие, через 10 мин. после его завершения. И если образовался наплыв, устранить его, удалив, брак, при помощи кисти. Свежий лак, должен быстро разойтись по поверхности заготовки. Просушивать изделие, нужно, не менее суток, после чего, снова покрыть его лаком. У вас должен получиться красивый глянец.
Второй способ, похож на первый. Отличие только в том, что мы просушиваем изделие не в вертикальном положении, а в горизонтальном. Для этого, нам понадобиться кусочек фанеры, или ДВП, для просушки. Покрывать изделие, придется 4 раза. Первое покрытие, делается с лицевой части и торцов. Затем изделие просушивается. Потом переворачивается, и покрывается уже с внутренней стороны, и снова просушивается, после чего, эти два этапа, нужно будет повторить, еще раз. Этот процесс, я считаю, более трудоемким, зато в нем есть, свои преимущества. Здесь мы надежно застрахованы, от неожиданных наплывов.
Остается сборка, т.е. нам необходимо прикрепить нашу заготовку к швензе (дужка, которая вставляется в ухо). Как именно изготовить швензу, я подробно описала в разделе «Изготовление швенз и карабинов», загляните, пожалуйста, туда. Отогнув колечко швензы, надеваем нашу заготовку. Проделайте ту же самую операцию, и с другой сережкой. Теперь все, серьги готовы.
ВТОРОЙ ПОДХОД к изготовлению украшений из кокосовой скорлупы, немного странный, но очень мною любимый. Начинается он с того, что я беру в руки молоток, и наношу удар, по крупным кокосовым скорлупкам. От удара, они раскалываются необычным, причудливым образом. Изучая то, что у меня получилось, я даю волю своему воображению. Маленькие и крупные осколки бывают настолько оригинальны и неповторимы, что я очень осторожно отношусь, к их последующей обработке, чтобы не загубить те удивительные находки, которые послала мне судьба. Случаются сколы, столь редкие, что их дальнейшая обработка на притирочном станке, носит лишь частичный характер. Часто и густо, я обтачиваю только одну, или две стороны кокосового осколка, хотя и не исключаю всесторонней обработки. К каждому осколку, я подхожу сугубо индивидуально, стараясь найти наиболее приемлемый вариант, для его перевоплощения. После обработки на притирочном станке (когда обточены края заготовки, и ее поверхность), а также зачистки наждачной бумагой, осколки преподносят себя, в совершенно новом качестве. Они, раскрываются, еще больше, привлекая своей редкой текстурой, и фактурой. Причудливые рисунки, в виде точек и кривых, разного рода сквозные отверстия, и сантиметровые углубления, характерные для кокосовой скорлупы, только играют на руку, неуемной фантазии. Иногда, этот необычный узор настолько увлекает, что ведет твою мысль, в строго определенном направлении. Ты, как бы мысленно следуешь за кривыми, и в твоем воображении рождается определенный образ, который ты потом воплощаешь в жизнь, при помощи скани. Или, попадается какой-нибудь интересный скол, который можно будет умело использовать, в процессе дальнейшей обработки. Вообще, идет настолько сильное взаимодействие с материалом, с которым ты имеешь дело, что уже невозможно определить, кто с кем работает, я с ним, или он со мной. После того, как вы определитесь с тематикой будущей миниатюрки, не плохо было бы подумать и о креплении. Ваша фантазия в плане придуманного сканного рисунка, определяет и назначение самой заготовки.
Возможно, она превратится в брелок, кулончик, или подвеску, которая впоследствии может стать частью будущего панно, или просто вписаться в интерьер комнаты. Или быть может, она найдет свое место, в каком-нибудь абстрактном колье, либо же украсит чью-нибудь сумочку. В любом случае, ее все равно необходимо за что-то подвешивать. О способах крепления, я упоминала, выше. Подберите тот из них, который лучше всего подойдет для вашей задумки. Теперь, самое интересное – рождение самой миниатюры. Начинать нужно, с более грубых, толстых элементов «веревочек», постепенно дополняя их более тонкой проволокой «гладью». Каждая миниатюрка – это совершенно новый образ. У вас могут получиться забавные рыбки, смешные птички, абстрактные композиции, стилизованные лица людей, в общем, что угодно (фото 4). Когда все элементы скани будут наклеены, приступайте к лакировке. В данном варианте, изделия, лакируются и сушатся точно так же, как и в предыдущем случае. Почитайте, немного выше. Я думаю, что своим творческим изделиям, вы сможете найти, достойное применение. Ведь, творчество на этом, не заканчивается. Я рада, что вы дочитали мою статью, до конца. Спасибо, и удачного вам поиска.
Описание техпроцессов |