Тонирование и лакировка

Часто бывает, что в процессе изготовления бижутерии, у нас появляется желание, несколько ее разнообразить, экспериментируя с тонированием, и лакировкой. Немного поподробнее, мы поговорим, о способах тонирования.

Один из самых простых, и доступных способов тонирования, это водный раствор перманганата калия (в простонародье - марганцовка). С помощью такого раствора, мы можем придать любым косточкам, имеющим светлый цвет древесины, бледно-коричневый оттенок. Для этой цели, мы разводим не очень много порошка, чтобы раствор у нас вышел, слабонасыщенный (его, необходимо тщательно размешать, дабы растворились все крупинки). Чтобы получить, темно-коричневый цвет, раствор следует сделать, более концентрированным, и косточки, следует в нем подержать, несколько подольше (5-6 ч.). Тонировать, лучше, в какой-нибудь емкости. Прежде, чем опускать бусины в раствор, гораздо удобнее, сперва нанизать их на нитку. В таком состоянии, их потом гораздо легче вылавливать из марганцовки. Просушивать, окрашенные бусины, предпочтительнее в горизонтальном состоянии, предварительно сняв их с нитки, и разложив на листе бумаги. Бумага, хорошо будет впитывать остатки раствора, не образуя темных потеков.

Еще один из способов тонирования марганцовкой - это горячий способ. Его, я открыла совершенно случайно. Подогревая раствор марганца, я слегка зазевалась, и он у меня закипел. В результате, находившиеся в нем косточки протравились, до черного цвета сажи, причем внутренняя часть ажурных бусин из черешни, имела желтый цвет, с черным отливом. Я решила еще немного поэкспериментировать с косточками, зачистив их внешний черный слой, с помощью плоского надфиля. У меня получились бледно-желтые ажурные бусины, с черным отливом внутри. Эффект получился, довольно интересный.

Другой способ горячего тонирования, похож на предыдущий. Так же, как и в первом случае, вы протравливаете ажурные вишневые косточки, в течение 3 мин., после чего, хорошо их просушиваете. После просушки, черные бусины, следует окунуть в спиртовой, или водный раствор морилки, имеющей цвет, красного дерева, и подержать их там, не менее двух часов. После просушки, у вас получиться своеобразный цвет бусин. Снаружи, ажурные колечки останутся черными, а внутри они будут иметь, красно-оранжевый оттенок. Все бусины, окрашенные подобным способом, обязательно следует покрывать лаком. Об этом, я напишу, чуточку ниже.

Следующий способ тонирования фруктовых бусин – это морение. Морилки для подобного вида тонирования, лучше использовать водные, или спиртовые. Уже разведенные, готовые морилки, в широком ассортименте, имеются в продаже. Или же вы можете купить, нужного вам цвета порошок, и самостоятельно развести его в воде. Подобные растворы, могут храниться и не портиться, по нескольку лет. Морилки, которые используют в столярном производстве, я брать не советую. Они хороши для тонирования мебели, поскольку прекрасно проявляют текстуру дерева (дуб, ясень, сосна). В случае же с косточками, они ведут себя, не совсем удачно, очень сложно получить яркий, равномерно окрашенный цвет. К тому же, подобные морилки дорого стоят, и быстро портятся.

Итак, морилки, которые мы будем использовать для тонирования фруктовых косточек, можно разделить, на два вида, светлые, и темные. Светлые – это орех и каштан, и темные – дуб и красное дерево. Светлые морилки, используются крайне редко, поскольку древесина разных сортов и пород фруктовых косточек, и без них имеет богатую палитру оттенков. Нас, больше интересуют темные тона, которые могут существенно разнообразить и обогатить изготавливаемую бижутерию. Способ морения, точно такой же, как и в случае с марганцовкой. Если вы хотите получить только слабый оттенок, то фруктовые бусины, погружаются в раствор, всего на пол часа. Однако чтобы получить более насыщенный темный цвет, их следует продержать в морилке, не менее четырех часов. После просушки, темно-коричневые косточки, в выпуклых местах, можно слегка зачистить наждачной бумагой (нулевкой), у вас получается эффект высветленного морения. В редких случаях, особенно это касается абрикосовых косточек, заморенные и высветленные косточки, можно оставить без лакового покрытия. Естественная фактура древесины, с необычным оттенком, только будет от этого выигрывать. Такие эффекты удачно выглядят в бусах и браслетах. Еще раз повторяю, что это относиться только к абрикосовым косточкам, так как они, менее всего расположены к разлущиванию. В остальных случаях, косточки необходимо лакировать, так как лакировка, не только придает красоту вашему будущему изделию, но еще и надежный защитный слой.

С чего же начинается лакировка? Конечно, с выбора лака. Для этой цели, нам понадобится бесцветный пентафталевый, или алкидный лак. Такие лаки, дают хороший, толстый слой покрытия. А это, для наших косточковых бусин, совершенно необходимая вещь, так как они, очень сильно подвержены перепадам влажности и температуры, и легко могут разлущиться. Нитролаки, я использовать, не советую. Они, конечно, не так блестят, как пентафталевые, и это хорошо сказывается на древесине косточек, однако, у них есть существенный недостаток. Нитролаки, дают слишком тонкую пленку покрытия, и не предохраняют косточки, от возможного разлущивания. Идем далее.

Лакировать косточковые бусины, я предлагаю, по отдельности. Кто-то, возможно рассмеется: « Дескать, зачем париться, это можно сделать и проще, залакировать, всем гамузом». Да, бусины конечно можно лакировать и большой массой, по типу морения, нанизав их на проволоку, и окунув в банку с лаком. Однако здесь, нас подстерегает, целая куча неприятных моментов. Первое, бусины начнут слипаться, особенно если они имеют форму ажурных колечек. И второе, могут появиться нежелательные потеки и наплывы. Так что не стоит рисковать. Тем более, будет обидно, проделать столько работы, и на последнем ее этапе, все испортить.

Для того чтобы покрыть лаком косточки, нам потребуется помещение, банка лака, маленькая синтетическая кисть, и нарезанные тонкие медные проволочки (проволочки у нас многоразовые, и нарезать их следует, по количеству бусин). Помещение, в котором вы собираетесь лакировать и просушивать бусины, должно быть чистым, и непыльным. А еще, вам понадобиться сделать небольшое приспособление, для просушки косточек (фото 1). Найдите место, куда вы сможете забить два маленьких гвоздика, и натянуть между ними нить. Желательно сделать, несколько таких ярусов, с натянутыми нитками. На эти нити, вы потом будете подвешивать залакированные бусины. Прежде чем лакировать, необходимо будет взять проволочки, и продеть их в бусины, после чего, слегка закрутить (фото 2). Когда все бусины будут нанизаны на проволочки, можно приступать к лакировке. Лакируем мы, каждую бусину по отдельности, при помощи кисти. Залакировали одну бусину, и подвесили ее на протянутую нитку, слегка закрутив, чтобы она, не свалилась. И так, все остальные. Фруктовые косточки, в отличие от других изделий из дерева (они лакируются по нескольку раз), покрываются всего один раз, поскольку имеют, довольно твердую древесину. На такую древесину, лак ложиться красиво и равномерно, не оставляя после себя «плешивых пятен» (такие пятна появляются в тех случаях, когда лак, немного впитался в поверхность древесины). Просушивать бусины, следует, не менее суток. У вас должно получиться идеально-ровное, красивое покрытие. После просушки, готовые уже бусины, следует освободить от проволочек (проволочки, можно сложить, в какую-нибудь коробку, до следующей лакировки). Фантазируйте, пробуйте, экспериментируйте.

Изготов. бижутерии из косточек пл.-ягод. культур

Описание техпроцессов



 

Яндекс.Метрика