Мысли и очеркиСодержание(О творчестве)
* * *
Жажда творчества приходит только тогда, когда танцует твоя душа, а в сердце, звучат песни - радости или печали.
После долгого периода молчания, когда ты погружаешься, вовнутрь себя, в бездонный океан Бесконечности. В безмолвном
блаженстве, ты созерцаешь - Пустоту, ты заглядываешь, в её глаза, и черпаешь оттуда - своё вдохновение.
* * *
Когда работы художника, или другого творческого человека нацелены только на продажу, то их качество, будет напрямую зависеть от того, сколько за них заплатят. Заплатят хорошо, значит над работой, можно будет потрудиться больше, а если уж гонорар невелик, то делать ее можно, как попало. Такое отношение к работе лучше подходит ремесленнику, чем художнику. Творческий человек, всегда находится в постоянном поиске, и ему неважно, каков его гонорар, но в своей работе он будет выкладываться максимально, насколько это возможно, пока не получит от нее морального удовлетворения. Внутри него есть некая планка, ниже которой, он не может опуститься, потому что после этого, перестанет уважать себя, как творческую личность. Иногда художникам, приходится повторять свои работы. Это тоже отрицательно сказывается на творчестве. Ведь любой плагиат, это мертвая копия уже существующего произведения. В нем может присутствовать хорошо отточенная форма, но ее содержание, будет уже иным. Это уже совсем другая энергетика. Потому что в первой работе, ты искал, там был эксперимент, и ты не знал, что именно у тебя получиться. Такие работы практически всегда притягивают взоры необыкновенной живостью, и эмоциональной насыщенностью. А плагиаты, как правило, выглядят скучными, сонными, иногда помпезными.
* * *
вверх
Красота находится, в глазах смотрящего. Увидеть красоту происходящего – это значит творчески посмотреть на мир. А творчески посмотреть на мир, это значит увидеть его глазами, наполненными любовью.
* * *
Между ремесленником и художником, есть существенное различие. Ремесленник, это человек, который своим ремеслом зарабатывает себе на жизнь. Он может делать это вполне профессионально, или не очень, в зависимости от уровня мастерства. Его деятельность, всегда будет нацелена на продажу, и все его творчество будет зависеть от рынка сбыта и потребителя. Художник же, в отличие от него отображает свой внутренний мир, то, чем он живет и дышит. Для него творчество, это способ самовыражения. Это попытка донести до окружающих свое восприятие мира, и жизни. Поэтому, зачастую, художники бывают непоняты, и неприняты, этим же миром и окружающими. И продажа у них осуществляется крайне редко. Слишком странным языком они пытаются объясняться и договариваться с этим миром. И вообще, за сколько можно продать свою душу? За гривну, за миллион? И признание к ним, в основном приходит после смерти. Хотя бывают и исключения. Художник живет, пока творит. А как только произведение готово, это все равно, что маленькая смерть. Поэтому, и разница между ремесленником и художником существенная. Ремесленник не живет творческим процессом. Его интересует конечный результат, т. е.- смерть любого творчества. Художника интересует сам процесс, момент поиска, а когда он находит, то он умирает в этом. Художник – это стадия роста, путь, проделанный от ремесленника, до художника. А сделал этот художник произведение искусства, или же нет, оценить может только он сам. Ибо никто не знает его внутреннего мира, поэтому никто и не может судить, насколько удачным вышло произведение, как точно смог он реализовать свою идею. Только сам художник может быть судьей и критиком своего детища. Творение ремесленника может оценить любой, насколько точно соответствует, или несоответствует его произведение общепринятым стандартам, мастерски, или немастерски оно выполнено.
* * *
вверх
Мне нравиться сам процесс деятельности. Когда ты что-то делаешь, ты наслаждаешься творчеством, ты живешь им, ты в постоянном поиске. Твоя душа взаимодействует с душой того материала, с которым ты работаешь. Вы чувствуете, друг друга, вы взаимно откликаетесь на призывы. А когда работа завершена, это все равно, что маленькая смерть. Итог, подобен умиранию. Твое творение рождается для мира, но умирает для тебя самого. Контакт с твоей душой потерян, а результат твоей деятельности теперь будет взаимодействовать с душой мира. И снова рождение новых идей, длительный процесс вынашивания, мучительные роды, и опять смерть…
* * *
Нет ничего хуже стандартного традиционного подхода. Творческий человек – всегда бунтарь. Он идет против общепринятой традиции и ищет что-то свое, характерное только для него одного. Он находит новые способы самовыражения, которые возможно идут вразрез с уже известными и устоявшимися. Там, где творчество, там всегда новые открытия и эксперимент. Последователи же какой-либо традиции – это хорошие ремесленники, отточившие до определенного уровня свое мастерство. Они только ревностные исполнители, которые либо боятся, либо не могут отойти от традиционного подхода.
* * *
вверх
Среди творческих людей встречаются талантливые профессионалы и бездарные кустари, бездарные профессионалы и талантливые кустари. Талантливых профессионалов, не так уж и много. Уравновешенность мастерства и таланта, нечастое явление в нашей жизни, где отточенность внешней формы, не убивает содержания. Тогда возникает ощущение живого пространства и динамики, чувствуется тонкая вибрация жизни. Однако бездарных профессионалов, полным-полно. Они работают, в основном, только с формой. В их творчестве, нет эмоциональности и живости. Они творят в полной согласованности с общепринятыми стандартами. В их работах отсутствует новаторство, они боятся эксперимента. Их произведения сухи и безжизненны, как выжатый плод. Талантливых кустарей, к счастью, намного больше, чем талантливых профессионалов. Их творчество, пронизано новаторством. Эта категория людей, в постоянном поиске. Их творения живы и притягательны. Однако недостаток мастерства немного портит общее восприятие конкретного произведения. Бросаются в глаза, всевозможные грубые недоделки и шероховатости. Бездарных кустарей, достаточно много. Эта категория людей работает, на мелкого потребителя, чья деятельность, нацелена на конвейерное производство. Их вкусы и поиски будут целиком зависеть от рынка сбыта. Это, в основном, бытовая продукция, в которой присутствует форма, лишенная содержания.
* * *
вверх
Существует два типа обучения. Первый – это когда человек знакомясь с чужим опытом, осмысливает его, перерабатывает, а потом уже внедряет на практике, постепенно совершенствуя свое мастерство. Такие люди, как правило, обучаются либо по книгам, либо им нужны подробные инструкции, касаемо того предмета, которому они хотят обучиться. Они всегда идут по чьим-то стопам. Хотя некоторые потом пытаются все же отойти от того чему они обучались, и найти свой собственный стиль и почерк. Второй тип обучения – это обучение по наитию. Людьми второго типа в большей степени движет интуиция. Они крайне редко заглядывают в книги, доверяя больше своему чутью и воображению. Хотя интеллект тоже здесь играет немаловажную роль, в плане осмысления полученных открытий и навыков, дабы их потом систематизировать, и объяснить другим. Но это уже заключительный этап. А вначале, все же преобладает интуиция и целеустремленность. Человек работает до тех пор, пока не начинает чувствовать материал, с которым он имеет дело, пока между ними не установится тесный контакт, и когда эти двое, наконец, не сольются в одно целое. Эта модель обучения одинаково действует во всех сферах жизни. Это путь первопроходцев и новаторов. Таким типом людей движет внутренний зов поиска. Они не любят ходить чужими тропами, а ищут свой собственный путь. Идеи, как правило, они получают из внутреннего пространства. Это, как озарение. Поэтому, они редко занимаются формовкой.
* * *
Творчество – это послание, которое несет моя душа окружающему пространству. Это язык, при помощи которого я общаюсь с внешним миром. Творчество является соединительным мостом, между миром моей души, и внешней средой обитания.
* * *
вверх
Чем отличается, на мой взгляд, плохой критик, от хорошего? Плохой критик осознанно, или неосознанно пытается раздробить целое, на составляющие. Беря каждую в отдельности, на свое усмотрение, и трактуя ее так, как ему заблагорассудится, ставя акценты там, где ему нравится, не считаясь с общим замыслом автора. Хороший же, наоборот, делает общий охват, подмечая все то, что мешает картине стать цельной, и завершенной. Под словом завершенной. Я имею ввиду сбалансированность частей, когда форма и содержание, уравновешивают друг друга. При этом содержание идет не из мысли. Оно рождается от наполненности чувствами, возникает глубина, ощущается тонкая вибрация жизни. Хороший критик акцентирует свое внимание на тех деталях, которые портят произведение, нарушая тем самым всеобщую гармонию, и целостность восприятия. Под словом хороший и плохой, я имею ввиду не самих людей, а уровень профессионализма и интуицию, которые позволяют критику войти в сонастроенность с произведением автора, прочувствовать его, и оценить. Здесь нужно не только хорошее аналитическое мышление, и отличное знание предмета, который ты пытаешься оценить, но еще и редкая восприимчивость.
* * *
Способность воспринимать прекрасное и возвышенное, вот что делает человека, человеком. И, особенно сейчас, важна роль искусства. Творчество – это бесценный дар, которым наделил нас, Всевышний. Это самый простой язык, посредством которого, мы, люди, можем с ним общаться. И, именно сейчас, мы стали забывать этот язык. Человечество постепенно деградирует, возвращаясь назад, в каменный век, к примитивному образу жизни. Животные потребности и инстинкты, вот что стало его уделом. Жажда духовного, и утонченного, в нем угасла. Но, этого, нельзя допустить. Нельзя, чтобы все человечество, превратилось, в животное стадо. Даже в самых ужасных условиях, нельзя забывать, что мы люди, и нам не стоит уподобляться тварям. Становиться алчными, и беспощадными, это же, не выход из ситуации. А искусство – это та спасительная соломинка, которая поможет нам выжить, в самых тяжких испытаниях. Ведь ни хлебом единым, жив человек.
* * *
вверх
Если говорить о художниках, то я, их подразделяю, приблизительно, на четыре категории. Это своего рода – этапы роста: профессионального, творческого, и духовного, одновременно. Первый этап, это – ремесленничество. С него, обычно начинает отталкиваться, большая часть художников, однако, не все. На этой ступени, начинающие художники, обучаются методам, приёмам, техникам, стилям и прочему, делая точные копии с того, что они видят, или по возможности, частично это увиденное - видоизменяют. При этом, они совершенно не отображают свой внутренний мир, а просто копируют - чужой. Но копируют, только внешнюю форму, без содержания, потому что не могут уловить эмоцию автора. Поэтому, плагиаты, ничего и не стоят, в отличие от подлинников. Подобное явление среди ремесленников наблюдается, скорее всего, потому, что на этой стадии своего развития, они, пока не чувствуют собственного внутреннего мира. У них, не получается его обнаружить. Потому что они, не имеют с этим своим, внутренним - ни контакта, ни живой связи. А если, всё-таки и ощущают эту связь, то не умеют правильно выразить то, что чувствуют, не могут это донести до окружающих. Этот начальный этап, я вообщем-то даже не могу отнести к творчеству. Это, просто самое обычное – ремесленничество. У таких начинающих художников, нет ни своего почерка, ни яркой индивидуальности. Вторая ступень роста - это когда, художник, пытается использовать общепринятые техники, и материалы, для внутреннего самовыражения. Он изображает, привычные глазу объекты: людей, животных, предметы, окружающий мир, наполняя свои произведения - живыми эмоциями и переживаниями. В основном, это - реалистичные работы, но у художника, уже появляется свой индивидуальный почерк. Третья ступень, - это когда художник, пытается отойти от общепринятых форм и стандартов, и начинает поиск чего-то нового, другого, как внутри себя, так и снаружи. Часть художников из этой категории, импровизирует в основном, с внешней стороной, т.е. - формой. Грубо говоря, они занимаются – формовкой. Их работы, часто лишены всякого смысла и содержания, и выглядят – мёртвыми, несмотря, на всю свою вычурность. Многие работы, символистов, как раз относятся к этой категории. Хотя, каждый элемент их картин, якобы и несёт какую-то смысловую нагрузку, в реальности же – это пустая мыслеформа. Если в мыслеформе, нет – чувств и переживаний, то она - пуста и безжизненна. Только чувства, придают ей смысл и содержание. Работы других художников из этой третьей категории, наоборот, слишком – интересны. В них, много экспрессии, и они – уникальны, ввиду особенности почерка, стиля, и своеобразного видения мира. Такие работы, слишком – эмоциональны, но их энергетика, не столь – высока. Картины, данной категории творцов, могут излучать как – позитив, так и откровенный - негатив. Четвёртая ступень, это когда художник, делает внутренний переход от стадии - эмоций и настроений, к стадии - глубинного постижения мира. Такие люди, способны проникать в суть вещей, они пришли, к - Первооснове. Фактически, сам автор, перестаёт быть таковым, и уже является – проводником высших энергий Бесконечности. Он, как труба, через которую, Непроявленное, может - материализоваться, и воплотится, в совершенно наглядные и осязаемые вещи. Картины, таких мастеров - потрясают, они способны трансформировать человеческое сознание, и изменять - действительность. Эти произведения, с момента их создания, начинают жить своей собственной жизнью, точно так же, как и люди. Но их, уже нельзя относить к разряду – вещей, или просто предметов искусства. Они, являются – активной стороной Бесконечности, и живут и действуют, по её законам. Но таких мастеров, к сожалению – единицы. И не каждый из них, становится – известен для широкой публики.
вверх |