Изготовление расписного яйца

Вместо предисловия

Тема яиц, меня заинтересовала давно. Сама идея яйца, его значение в нашей жизни намного больше, чем мы можем себе вообразить. Это символ, который лежит в самой основе нашего бытия. Вселенная имеет сферическую яйцеобразную форму, человек представляет собой энергетическую субстанцию, имеющую форму яйца, физическая оболочка человека, тоже зарождается из яйцеклетки. Форма яйца присутствует везде, просто мы об этом не задумываемся. Поэтому для меня, это не только красивая форма, но еще и содержание. А теперь немножко поговорим о форме и материалах, которыми можно это яйцо украсить. Начинать мы будем с точеных деревянных заготовок. От простых обычных яиц, они отличаются тем, что имеют в своей конструкции изящное основание. Теперь мы поэкспериментируем с самой заготовкой, немного с ней поиграем. Конечно, можно просто покрыть ее лаком и оставить в покое, это тоже один из вариантов, но игра - есть игра, и мы пойдем дальше


Яйцо,расписное

Прежде, чем приступать к росписи вашего будущего творения, необходимо определиться с выбором материала, которым вы собираетесь его расписывать. Нижеописанная технология разработана под гуашь и акрил.

Итак, материал, мы с вами выбрали. Теперь нужно будет убедиться в том, что ваша заготовка не имеет изъянов.

Очень важный момент – дерево, из которого ее вытачивали. Если это бук или ясень, то изъянов будет мало. А вот, если им оказалась сосна или ель, то дело плохо, над такой заготовкой нужно будет много и хорошо потрудиться. Для начала, зачистить ее наждачной бумагой № 100. Затем взять шпатлевку по дереву и аккуратно ею заполнить разные рытвины и выщербнутые места. Когда шпатлевка подсохнет, снова пройтись наждачкой. Только делать это нужно очень аккуратно, дабы не повредить зашпатлеванные места. Когда ваша заготовка станет гладкой, можно будет перейти к следующей процедуре, т. е. – грунтам.

Первый слой грунта я предлагаю сделать лаковым, т. е. покрыть заготовку алкидным лаком ПФ-170. Для чего это нужно, и в чем его преимущество? А преимущество у нас существенное. Если мы не сделаем этого лакового покрытия, а сразу перейдем ко второму этапу – грунтовке водоэмульсионной краской, то вся предыдущая работа, просто пойдет коту под хвост. Ведь водоэмульсионная краска растворяется водой, а при контакте с деревом, вода имеет свойство поднимать ворс и делать поверхность волнообразной. Такую поверхность потом будет очень сложно довести до необходимого состояния. Теперь стало понятно, почему мы делаем подобную операцию. Лаковое покрытие, является промежуточным защитным слоем, между грунтом водоэмульсионки, и поверхностью деревянной заготовки. Итак, возвращаемся к лаковому покрытию. Когда лак на заготовке уже впитался и подсох, можно пройтись по поверхности яйца, мелкой наждачной бумагой № 180. Зачищать нужно осторожно, чтобы не соскоблить тонкий лаковый слой. Это касается только тех заготовок, которые выточены из твердых пород дерева. Поскольку на них, в основном, и получается глянцевая поверхность. Нам же необходимо придать поверхности, шероховатую фактуру, для последующего грунта водоэмульсионной краской. Ведь краске нужно за что-то уцепиться. Зачищать заготовки из мягких пород дерева, не нужно, так как лак достаточно хорошо в них впитывается, и поверхность получается вполне подходящей для последующего покрытия.

Переходим к следующему этапу – грунтовка водоэмульсионной краской. Перед началом грунтовки необходимо немножко изменить сам состав краски, т. е. добавить в нее клей ПВА. Клея, не жалейте, особенно, если краска у вас концентрированная. Чем больше клея вы положите, тем лучшая получится цепкость. И еще один момент, если краска у вас слишком густая, то ее необходимо разбавить водой. Здесь уже смотрите сами, чтобы раствор получился чем-то средним, не очень редкий, но и не густой. Теперь можно покрывать. Покрытий у вас получится несколько. После высыхания, каждый промежуточный слой нужно будет зачистить наждачной бумагой № 100. Когда поверхность станет белой и гладкой, можно приступать к самому интересному, тобиш, росписи.

Почему я так подробно решила остановиться на подготовительной работе? Исходя, из своего прошлого опыта знаю, как, порой, не хочется делать грязную, скучную работу, шлифуя слой за слоем какую-нибудь заготовку. Мне хотелось поскорей отделаться от подобной рутины, и заняться, как мне тогда казалось, настоящим творчеством. Но подготовительный этап - это тоже часть творчества, причем, на мой взгляд, очень важная. Ведь, если начало неудачное, то каким будет продолжение? Долго ли простоит здание на плохом фундаменте? Если заготовка вся кривая, в заусенцах, да еще и плохо загрунтованная, то рисовать на такой поверхности будет крайне сложно, и вместо творческого полета, вы испытаете злость и раздражение за собственную глупость. Ведь всего этого можно было бы избежать, если вовремя обратить внимание на состояние вашего будущего изделия. А то, придется сдирать попытки вашего творчества до основания, затем шпатлевать, грунтовать, и опять понову расписывать. Это равносильно тому, как если б комнату вначале заклеили обоями, а затем решили поменять в ней отопление. Все нужно делать вовремя. Не следует пренебрегать первичной обработкой. К тому же, даже такую, казалось бы, неинтересную работу, можно превратить в увлекательное занятие. Ведь вы творец вашего будущего изделия. Как нежная мать, вы вынашиваете его, холите, лелеете. Нерожденное – но вы уже его любите. Каким бы вы хотели увидеть свое будущее дитя, маленьким страшилкой, или же прекрасным ангелочком? Вот и вспомните, во время самой обычной шлифовки, что вы туда закладываете. Вернее почувствуйте это. А поскольку вы творец, то можете отдаться этому занятию целиком и придумать что-то свое, то есть свой собственный способ грунтовки.

То, что я описала выше, это не панацея, а лишь отправная точка для вашего собственного творчества. А уж дальше можно делать, чего ваша душа пожелает - любой вид росписи. Это может быть, очень тонкая миниатюра, с мелкой детальной проработкой, или какая-нибудь сюжетная композиция, возможно, появятся цветы, или геометрические узоры, либо же что-то абстрактное. Здесь уже – полет вашей фантазии. Поиграйте с пятнами цвета, посмотрите, какие они у вас вызывают ассоциации. Поиграйте с линией и точкой. Доверьтесь себе. Возможно линии и кривые, поначалу, будут выходить немного корявыми и нечеткими. Не пугайтесь, и не забрасывайте своего будущего изделия. Хотя, первые шаги иногда бывают нелегкими, зато потом, сколько новых ощущений появляется в самом процессе изготовления. Насладитесь этим процессом, полетайте. Ведь процесс - это жизнь. Любое творчество, это жизненный процесс, конечным результатом которого является завершенное произведение. А итогом жизни, всегда бывает смерть. Я нацеливаю вас, на процесс, а не на его результат. Результат появиться в любом случае, насладитесь самим процессом деятельности. Я уверена, что у вас появиться много новых, интересных открытий.

Ага, у нас с вами остался еще один интересный и важный момент, это лаковое покрытие. На нем тоже придется остановиться немного поподробнее. В свое время, этот момент заставил меня изрядно поработать головой, чтобы избежать нежелательных явлений, в процессе изготовления.

Начнем с выбора лаков. Я бы порекомендовала использовать для покрытия, бесцветные алкидные и пентафталевые лаки. Они дают красивый глянец, и хорошую толстую лаковую пленку, которая делает краски более яркими и насыщенными. Не рекомендую покрывать расписанные изделия нитролаками. В отличие от пентафталевых и алкидных, нитролаки дают матовый блеск, тонкую пленку покрытия (а это заметно ухудшает визуальное восприятие изделия), а так же, порой растворяют некоторые виды красок. И уж совсем не советую покрывать расписные изделия, лаками, на водной основе. Они, просто-напросто, уничтожат всю вашу роспись. С ними, лучше не связываться.

Первый и самый простой способ покрытия лаком деревянного яйца на ножке (имеется в виду, цельновыточенная форма, а не заготовка, состоящая из двух частей - яйца, и отдельновыточенного к нему основания) – это задуть его при помощи пульверизатора, или аэрографа. Но, увы, не у всех есть компрессор, и такой вид покрытия, к сожалению, не всем будет доступен.

В обычных домашних условиях это можно будет сделать другим способом. Нам понадобиться литровая банка свежекупленного алкидного лака ПФ -170. При покупке обратите внимание на срок годности, дабы вам не спихнули заведомо испорченный продукт. Еще нам пригодится лист чистой, белой бумаги, и квадратик фанеры, или ДВП, на котором смогло бы поместиться основание вашей заготовки. Затем, нужно будет вырезать небольшой прямоугольник из полиэтиленового пакета. Он необходим для того, чтобы не запачкать своими руками ножку расписанной заготовки. Поскольку наши руки имеют свойство оставлять нежелательные пятна на раскрашенной поверхности. Чтобы избежать ненужных проблем, мы самым аккуратным образом, обернем краешек деревянной ножки, заранее приготовленным кусочком полиэтилена.

После этой процедуры можно обмакнуть наше яйцо, до самой ножки в лак, медленно погружая его в банку. Когда вы вытащите заготовку из лака, не торопитесь отставлять ее в сторону, а подержите несколько минут над банкой, пока не стечет весь лишний лак. Затем, на заранее приготовленный лист бумаги, плавными примакивающими движениями, уберите излишки лака, с кончика яйца. Убирать нужно до тех пор, пока на бумаге почти совсем не останется жирных следов. Теперь можно осторожно снять полиэтилен, и поставить нашу заготовку, на подставку из ДВП. После этого, мягкой синтетической кистью, залакируйте расписное основание яйца, тобиш, его ножку. Но это, еще не все. Подождите 5-10 минут, и посмотрите, не получилось ли у вас лакового наплыва, на сферической части яйца. Если таковой имеется, то возьмите кисточку, и быстрым ловким движением, смахните излишки лака в том месте, где у вас получился наплыв. Лак должен быстро разойтись по поверхности, сохраняя красивый глянец (такие наплывы характерны для заготовок, с покатым верхом, и крайне редки на заготовках, имеющих заостренную верхнюю часть). Высыхать изделие должно, не менее суток, в непыльном, и чистом помещении. После просушки у вас должно получиться идеально-ровное глянцевое покрытие.

Что касаемо лакировки обычного расписного яйца, не имеющего под собой основания, то техпроцесс выглядит почти так же, за исключением мелких деталей. Прежде, чем окунать такое яйцо в банку с лаком, предварительно нужно будет его насадить на шило, или какой-нибудь заостренный металлический стержень. После того, как вы опустили яйцо в лак, и избавились от его излишков вышеописанным способом, то можно поставить яйцо на просушку. Если оно, к примеру, нанизано на шило, то сушить удобнее будет, в какой-нибудь емкости, которая сможет удержать внутри себя шило, и посаженное на него яйцо. А уж, если вы нанизали его на стержень, то сушить будет еще проще. Понадобиться обычный кусок пенопласта, в который вы потом воткнете стержень, с залакированным яйцом. С лаковыми покрытиями ситуацию мы прояснили. А поскольку, творческие люди, не любят останавливаться на достигнутом и идут дальше, то поэкспериментируйте с лакировкой самостоятельно. Возможно, вы найдете свой собственный способ покрытия сферических поверхностей. Было бы интересно обменяться мнениями, по этому поводу. Дерзайте, и удачи вам в ваших новых начинаниях!

(Содержание) Яйца

Описание техпроцессов



 

Яндекс.Метрика