Ажуры, выполненные из дерева

Теперь поговорим немного, об ажурной резьбе. Ажурная резьба по дереву, может выполняться как на плоскости, так и в объеме. В этой статье, речь пойдет о плоскостной ажурной резьбе, вернее, о миниатюре. С чего начинается резьба, конечно же, с выбора материала для вашей задумки. Какое дерево, подойдет сюда лучше всего? Желательно выбирать то, которое не имеет слишком выраженной текстуры, а также в заготовке, не должно быть сучков. Сосна, ель, ясень – это не очень подходящий материал. «Почему»? - возможно поинтересуетесь вы. А потому что ажурная резьба, в основном базируется на кривых линиях, а выпирающая текстура, будет резать форму, и не даст нужной геометрической четкости. Вполне подходящим материалом для ажурной резьбы, будет древесина фруктовых деревьев (черешни, вишни, сливы, абрикоса, груши, яблони), а также ореха, ольхи, клена, самшита, лимона, сирени и других пород. Еще один очень важный момент. Дерево, с которым вы собираетесь работать, обязательно должно быть сухим. Свежеспиленная древесина, имеет свойство трескаться, в самых неподходящих местах. Поэтому, для резьбы, годится, только сухое дерево. Лично я, предпочитаю работать, с более твердыми породами дерева. Допустим, для миниатюры, мы возьмем грушевое полено. Полено выбирайте, не слишком большое. Вообще, для миниатюр, я люблю подбирать, разного рода обрезки древесины, чтобы не переводить на мелкие вещи, хороший материал, из которого могли бы получиться, к примеру, статуэтки, или еще что-нибудь. Итак, древесину мы с вами выбрали.

Теперь нам будет нужно напилить заготовок, для будущих миниатюр. Распиливать можно, орудуя ножовкой по металлу. Или же расколоть это полено, с помощью ножа или долота. Пилить и раскалывать, следует вдоль волокна, а не поперек. Заготовки должны иметь толщину, не более 1см. Если они у вас по размеру, небольшие, допустим 4 на 6см, то их можно, больше не трогать. Если же ваша заготовка имеет размер, приблизительно 10 на 20см, то ее следует еще распилить на несколько сегментов. Количество сегментов, будет зависеть от величины задуманного вами изделия. Перед вторичной распиловкой, продумайте, как именно вы хотели бы разместить контуры вашей миниатюры. Обязательно учитывайте тот факт, что будущий рисунок, следует располагать, вдоль волокна, чтобы избежать в дальнейшем, нежелательных сколов. Когда с этой задачей вы справитесь, можно перейти к шлифовке.

Перед тем, как наносить рисунок, заготовку следует зачистить с двух сторон, на притирочном станке (установленный на станке диск, с наклеенной на него наждачной бумагой), чтобы выровнять и нижнюю и верхнюю плоскости (фото 1). Наждачную бумагу для диска, лучше выбирать более грубого помола, допустим № 40, или № 60. Когда эта операция будет закончена, можно наносить сам рисунок.

Рисовать можно, либо сразу, непосредственно на самой заготовке, либо же используя заранее подготовленный шаблон (фото 2). Шаблоны особенно будут нужны, если ажурные элементы, у вас повторяются, (допустим, в сережках, или бусах). Рисунки, можно делать, какие угодно. Поиграйте с кривыми линиями, пофантазируйте. Возможно, вам захочется сделать симметричный узор, или, наоборот, вас увлечет ассиметрия. Быть может, неожиданно у вас родится, какая-нибудь абстракция. Попробуйте себя в новом качестве.

После того, как будет нанесено изображение будущей миниатюры, в тех местах, где предполагается сквозная резьба, следует просверлить отверстия (фото 3). Сверло нужно подбирать таким образом, чтобы его диаметр, не превышал ширину прорезаемых кривых. Если кривые, у вас различной ширины, то можно использовать два сверла, более тонкое, и толстое. Отверстия старайтесь сверлить, как можно ближе друг к другу. Дальше, переходим к самой резьбе.

У нас с вами имеется заготовка, с изображением. Теперь нам необходимо придать ей, нужную форму. Для начала, я предлагаю, обработать заготовку с боков, подгоняя ее, соответственно нашему рисунку. Это делается при помощи ножа. Я привыкла работать, прямым ножом. Вы можете выбрать, либо нож косяк, или какой-нибудь другой нож, которым вам будет удобно резать. Заготовка у нас маленькая, и нужно стараться работать так, чтобы не покалечить руки. Большие площади можно срезать, работая ножом, от себя, с упором на палец. Получается эффект рычага. Резать желательно, вдоль волокон, чтобы не получалось сколов. Иногда можно резать и на себя, особенно там, где есть острые углы, как бы срезая их, под углом 60 градусов, по направлению к волокнам. Но, это, если вы работаете прямым ножом. Если нужно срезать большую площадь древесины, убирая ненужные углы на заготовке, для облегчения задачи, я иногда пользуюсь притирочным станком, стачивая ненужную мне часть древесины. Это очень удобно, особенно, если заготовка у нас небольшая. Далее, нам необходимо прорезать те места, где мы просверлили отверстия, (фото 4). Эту операцию мы проделываем, ножом, имеющим узкое лезвие. Затем, прорезанные края, необходимо подчистить ножом, и срезать острые края кривых. Внутренние части, кривых, если есть такая необходимость, можно доработать надфилями (прямым и круглым). Если на заготовке, еще предполагается какая-нибудь мелкая резьба, допустим, элементы лица, сделайте ее. Теперь можно перейти к шлифовке. Шлифовку мы начинаем с более грубой наждачной бумаги, № 100, постепенно переходя на № 270 и № 400 (фото 5). У нас с вами еще остается одна операция, т.е., лакировка.

Лакировать я рекомендую, нитролаками, или шеллаками, так как они дают, тонкую пленку, и приятный шелковистый блеск, отчего деревянное изделие, только выигрывает. Наносить нитролак, можно, либо при помощи синтетической кисти, либо, если вам позволяет емкость, окунать свое изделие, непосредственно прямо в лак. После просушки, через 2 часа, изделие следует зачистить нулевкой, после чего, снова покрыть лаком. Покрытий вы делаете несколько, в зависимости от лака, с которым работаете. У меня, их получается, всего два. После этого, я снова зачищаю изделие нулевкой, и полирую кусочком сукна (фото 6). Если вы работаете с шеллаком, то покрытие делается с помощью кусочка ткани. Покрытий делается несколько, пока не получится нужный эффект. Шеллак, сохнет почти мгновенно, после чего, тоже полируется сукном. Иногда изделия, можно оставлять, без покрытия. Это, например, касается можжевельника. Он имеет прекрасный аромат, и к тому же хорошо полируется. Еще, можно делать смесь из воска и скипидара, и покрыть свое изделие, этим составом. Но к таким вещам, сильно пристает пыль, поэтому такое покрытие, не слишком практично. В общем, пробуйте и экспериментируйте. Желаю удачи!

(Содержание) Изготовл. деревянных миниатюр

Описание техпроцессов



 

Яндекс.Метрика